Перейти к основному содержанию
Киселёва Л.Н.
КиселёваЛюбовьНиколаевна
ГлавнаяОбо мнеУслугиСтатьиОтзывыКонтакты
Запись

Контактная информация

  • Красноярский край, г. Зеленогорск, ул. Калинина, д. 25, 3 этаж, офис 317
  • +7 (908) 022-66-99
  • doctor@kiselevaln.ru

Часы работы

Понедельник – Пятница: с 11:00 до 18:00 по предварительной записи, Суббота, Воскресенье: выходные

География приема

Очный приём — Зеленогорск (Красноярский край). Онлайн-консультации по всей России, а также для жителей Красноярского края, включая Красноярск, Канск, Железногорск, Сосновоборск, Дивногорск, Уяр, Заозёрный, Иланский, Ирбейское, Дзержинское, Абан, Большую Мурту, Тасеево.

Быстрые ссылки

  • Главная
  • Обо мне
  • Услуги
  • Онлайн-приём
  • Статьи
  • Тесты
  • Отзывы
  • Контакты
  • Записаться на приём
  • Игра "Найди пару"
  • Задать вопрос анонимно
  • Карта сайта

Правовая информация

  • Политика конфиденциальности
  • Пользовательское соглашение
  • Правовая информация

Социальные сети

© 2024 Киселёва Любовь Николаевна. Все права защищены.

Медицинское уведомление: Информация на сайте носит ознакомительный характер и не заменяет консультацию врача-психиатра. Имеются противопоказания — необходима консультация специалиста.

Регистрационный номер лицензии: Л041-01019-24/00656394

Дата предоставления лицензии: 08.06.2023

ОГРНИП: 322246800149214

ГлавнаяБлогБлогУмственная отсталость (олигофрения): Причины и помощьУмственная отсталость ...
Назад к статьям

Умственная отсталость (олигофрения): Причины и помощь

25 апреля 2025 г.
13 мин чтения
умственная отсталостьолигофрениязадержка развитияреабилитация
Умственная отсталость (олигофрения): Причины и помощь
Умственная отсталость: причины, симптомы, реабилитация. Советы психиатра Киселёвой Л.Н. (Зеленогорск).

Умственная отсталость, также известная под историческим термином "олигофрения", – это состояние, характеризующееся врожденной или приобретенной в раннем детстве (обычно до 3 лет) задержкой общего психического развития. Основным проявлением является выраженное недоразвитие интеллектуальных способностей, а также нарушения в познавательной, эмоциональной, волевой и других сферах психики. Это состояние, как правило, приводит к трудностям в социальной адаптации. В Международной классификации болезней 10-го пересмотра (МКБ-10) умственная отсталость кодируется в рубриках F70-F79.

Распространенность умственной отсталости в популяции составляет, по разным данным, от 0,6% до 3%, причем чаще всего встречается легкая степень. Статистически, это состояние несколько чаще диагностируется у мужчин. Важно понимать, что умственная отсталость – это не прогрессирующее заболевание, а стойкое состояние недоразвития психики, обусловленное различными факторами, воздействовавшими на мозг в период его активного формирования.

За годы моей работы врачом-психиатром в Зеленогорске, я неоднократно сталкивалась с необходимостью диагностики этого состояния и оказания помощи как самим пациентам, так и их семьям. Правильное понимание особенностей таких людей и своевременная реабилитация играют ключевую роль в их адаптации.

Причины умственной отсталости

Причины развития умственной отсталости многообразны и могут быть связаны с воздействием различных неблагоприятных факторов в разные периоды развития ребенка:- Генетические факторы:- Хромосомные аномалии (например, синдром Дауна, синдром Клайнфельтера, синдром Шерешевского-Тернера).

  • Генные мутации, приводящие к наследственным нарушениям обмена веществ (например, фенилкетонурия, галактоземия).
  • Наследственные неврологические и нервно-мышечные заболевания, сопровождающиеся умственной отсталостью.- Внутриутробные (антенатальные) факторы:- Инфекционные заболевания матери во время беременности (краснуха, цитомегаловирус, токсоплазмоз, сифилис, ВИЧ, герпес, вирус Зика, вызывающий микроцефалию).
  • Интоксикации (алкоголь – фетальный алкогольный синдром, наркотические вещества, некоторые лекарственные препараты, тяжелые металлы).
  • Тяжелая недостаточность питания матери во время беременности.
  • Резус-конфликт матери и плода (гемолитическая болезнь новорожденных).
  • Облучение.- Перинатальные факторы (в процессе родов):- Родовые травмы, асфиксия (кислородное голодание) новорожденного.
  • Осложнения, связанные с недоношенностью, низкой массой тела при рождении.
  • Патологическое течение родов (например, тазовое предлежание, использование акушерских щипцов).- Постнатальные факторы (в первые годы жизни, обычно до 3 лет):- Тяжелые черепно-мозговые травмы.
  • Нейроинфекции (менингиты, энцефалиты).
  • Отравления токсичными веществами (свинец, ртуть).
  • Тяжелые соматические заболевания, приводящие к истощению и нарушению развития мозга.
  • Педагогическая и социальная запущенность (депривация): Отсутствие необходимой сенсорной стимуляции, эмоционального контакта и когнитивной поддержки, особенно в раннем детстве. Это одна из наиболее частых причин легких форм умственной отсталости.

Иногда точную причину умственной отсталости установить не удается (недифференцированные формы). В большинстве случаев имеет место сочетание нескольких неблагоприятных факторов.

Классификация и степени умственной отсталости

Наиболее распространенной является классификация по степени интеллектуального дефекта. Традиционно выделяли три степени: дебильность, имбецильность и идиотию. В современной МКБ-10 используется следующая градация по степени тяжести:- F70 Легкая умственная отсталость (соответствует дебильности):- IQ ориентировочно 50-69.

  • Затруднено формирование сложных понятий, абстрактное мышление конкретно-описательное.
  • Обиходная речь достаточно развита, но может быть упрощенной.
  • Способны к обучению по специальным программам, овладению несложными профессиональными и трудовыми навыками.
  • Возможна удовлетворительная социальная адаптация, самостоятельное проживание с некоторой поддержкой.
  • Личностные черты более индивидуализированы и дифференцированы по сравнению с более тяжелыми степенями. Могут быть внушаемы.- F71 Умеренная умственная отсталость (соответствует легкой и средней степени имбецильности):- IQ ориентировочно 35-49.
  • Способны к формированию простых представлений об окружающем.
  • Могут быть обучены элементарным навыкам самообслуживания и простейшему труду под руководством, часто через подражание.
  • Речь состоит из простых фраз, словарный запас ограничен, возможны дефекты артикуляции.
  • Адаптация возможна в хорошо знакомых, стабильных условиях. Нуждаются в постоянном контроле и поддержке, не могут жить самостоятельно.- F72 Тяжелая умственная отсталость (соответствует тяжелой имбецильности):- IQ ориентировочно 20-34.
  • Познавательная деятельность резко ограничена.
  • Способны к элементарному самообслуживанию (иногда с трудом). Обучение практически невозможно.
  • Словарный запас очень мал (несколько слов) или речь отсутствует. Часто грубые дефекты артикуляции.
  • Часто наблюдаются неврологические нарушения.
  • Нуждаются в постоянном уходе и надзоре.- F73 Глубокая умственная отсталость (соответствует идиотии):- IQ ниже 20.
  • Познавательные способности крайне ограничены.
  • Практически не способны воспринимать обращенную речь, не узнают близких, не различают съедобное и несъедобное.
  • Навыки самообслуживания не формируются или рудиментарны.
  • Речь отсутствует или состоит из отдельных нечленораздельных звуков.
  • Моторная функция грубо недоразвита. Поведение может быть либо вялым, малоподвижным, либо характеризоваться однообразным двигательным возбуждением, стереотипиями, иногда агрессией или аутоагрессией.
  • В большинстве случаев присутствуют грубые неврологические и соматические нарушения.
  • Требуют постоянного всестороннего ухода и надзора.- F78 Другая умственная отсталость (когда оценка степени тяжести затруднена из-за сопутствующих нарушений, например, слепоты, глухоты, тяжелых поведенческих расстройств).
  • F79 Умственная отсталость неуточненная. Также существует клиническая классификация, учитывающая особенности эмоционально-волевой сферы: астеническая, стеническая, дисфорическая и атоническая формы.

Общие симптомы умственной отсталости

Проявления умственной отсталости полиморфны и зависят от степени выраженности дефекта. Общими признаками являются:

  • Снижение уровня интеллекта: Трудности с обучением, освоением новых знаний и навыков, абстрактным мышлением, решением проблем.
  • Нарушения познавательной деятельности: Снижение концентрации внимания, памяти, восприятия.
  • Особенности эмоционально-волевой сферы: Может наблюдаться как вялость, безынициативность, так и повышенная возбудимость, импульсивность, недостаток мотивации, зависимость от мнения окружающих.
  • Недоразвитие речи: От легких нарушений до полного отсутствия речи при глубоких степенях.
  • Трудности социальной адаптации: Сложности в понимании социальных норм, построении межличностных отношений, самостоятельной жизни.
  • Неспособность в полной мере понимать последствия своих действий. Часто умственной отсталости сопутствуют другие расстройства: синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), расстройства аутистического спектра (РАС), тревожные и депрессивные расстройства, двигательные или сенсорные нарушения (например, ДЦП, нарушения слуха или зрения).

Осложнения

Умственная отсталость может осложняться:

  • Поведенческими нарушениями: Агрессивное поведение, аутоагрессия (самоповреждение), импульсивность, склонность к социально опасным поступкам. Эти нарушения могут быть трудно поддающимися коррекции.
  • Сопутствующими психическими расстройствами: Депрессия, тревога, психотические эпизоды (особенно при наличии органического поражения мозга).
  • Соматическими проблемами: Риск развития соматических осложнений (пролежни, кожные инфекции, пневмонии) зависит от степени тяжести умственной отсталости и качества ухода. У детей по мере взросления, особенно при легкой степени умственной отсталости, могут появляться депрессивные симптомы и снижение самооценки из-за осознания своих отличий и социального отвержения.

Диагностика

Диагностика умственной отсталости у детей основывается на комплексной оценке:

  • Анамнеза: Сбор сведений о течении беременности, родов, раннем развитии ребенка, наличии наследственных заболеваний в семье.
  • Клинического обследования: Оценка психического состояния, выявление признаков отставания в психическом развитии. Важно, что при умственной отсталости (олигофрении) отсутствует прогрессирование интеллектуального дефекта, в отличие от деменции.
  • Психологического тестирования: Использование стандартизированных методик для оценки уровня интеллекта (IQ) и адаптивных навыков. Однако оценка только по IQ недостаточна; важно учитывать уровень необходимой поддержки во всех сферах жизни.
  • Дополнительных исследований: При необходимости проводятся лабораторные и инструментальные исследования для уточнения причины (например, генетические анализы, МРТ головного мозга, консультации невролога, эндокринолога). Дифференциальную диагностику провожу с состояниями, обусловленными педагогической запущенностью, задержкой психического развития (ЗПР), расстройствами аутистического спектра, ранней детской шизофренией, эпилепсией, деменцией.

Лечение и реабилитация в Зеленогорске

В большинстве случаев умственная отсталость является состоянием, которое нельзя "вылечить" в привычном смысле слова, так как речь идет о недоразвитии структур мозга. Однако при некоторых формах, связанных с нарушениями обмена веществ (например, фенилкетонурия), своевременно начатое лечение (специальная диета) может предотвратить или значительно смягчить развитие интеллектуального дефекта.

Основной упор при умственной отсталости делается на абилитацию и реабилитацию – комплекс мероприятий, направленных на максимальное развитие имеющихся способностей, обучение навыкам самообслуживания, трудовым навыкам, социальную адаптацию.

В Зеленогорске я, как врач-психиатр, провожу диагностику, консультирую семьи, при необходимости назначаю симптоматическое медикаментозное лечение (например, для коррекции поведенческих нарушений, тревоги, нарушений сна). Однако основная работа ложится на плечи психологов, педагогов-дефектологов, логопедов и, конечно, родителей.

Основные направления помощи:

  • Психолого-педагогическая коррекция: Развитие речи, мышления, памяти, внимания, формирование бытовых и социальных навыков. Обучение часто проходит в специализированных школах-интернатах или коррекционных классах.
  • Медикаментозная терапия: Назначается для коррекции сопутствующих психических расстройств (СДВГ, тревога, депрессия, нарушения поведения), улучшения обменных процессов в мозге (ноотропы, витамины, нейрометаболики). Важно понимать, что лекарства не могут "повысить интеллект".
  • Работа с семьей: Психологическая поддержка родителей, обучение их методам ухода, воспитания и развития ребенка с умственной отсталостью.
  • Социальная адаптация: Создание условий для максимально возможной интеграции человека в общество. Инклюзивные программы могут способствовать этому. Лечение в стационаре показано при выраженных поведенческих нарушениях, острой психотической симптоматике или для проведения сложной дифференциальной диагностики.

Прогноз и профилактика

Прогноз зависит от степени умственной отсталости, наличия сопутствующих заболеваний, своевременности и адекватности реабилитационных мероприятий, а также от поддержки со стороны семьи и общества.

При легкой степени умственной отсталости возможна хорошая социальная адаптация, овладение несложной профессией, самостоятельное проживание с некоторой поддержкой. При более тяжелых степенях требуется постоянный уход и надзор.

Как правило, умственная отсталость не прогрессирует. Однако на фоне неблагоприятных внешних воздействий (стрессы, отсутствие адекватного ухода, соматические заболевания) возможно ухудшение состояния (декомпенсация) с появлением поведенческих или психотических расстройств.

Профилактика умственной отсталости включает:

  • Медико-генетическое консультирование семей с риском наследственных заболеваний.
  • Тщательное наблюдение за здоровьем женщины во время беременности, отказ от вредных привычек, своевременное лечение инфекций, рациональное питание.
  • Профилактика родовых травм и асфиксии.
  • Обеспечение адекватного ухода, питания и развития ребенка в первые годы жизни.
  • Профилактика детского травматизма и нейроинфекций.
  • Создание благоприятной психоэмоциональной обстановки в семье. Если у вас есть вопросы или опасения относительно развития вашего ребенка, или если вы нуждаетесь в консультации по вопросам умственной отсталости, вы можете обратиться ко мне в Зеленогорске. Запись по телефону +7 (908) 022-66-99 или через форму на сайте.

Подпишитесь на нашу группу ВКонтакте

Каждую неделю публикуем полезные материалы о психиатрии, психическом здоровье, терапии и не только.

Перейти
vk.ru/kiselevaln

Содержание

Содержание

Медицинский дисклеймер

Информация в данном материале носит исключительно ознакомительный характер, не служит основанием для самодиагностики и самолечения и не заменяет очную консультацию врача-психиатра. Имеются противопоказания — необходима консультация специалиста.

Вам может быть интересно

Иллюстрация к статье: Что важно знать перед приёмом психиатра или психотерапевта
подготовка к приёмупервый визит к психиатру

Что важно знать перед приёмом психиатра или психотерапевта

Практические советы от врача-психиатра о подготовке к первому приёму. Как проходит консультация, что взять с собой, какие вопросы задать.

12 сентября 2025 г.Читать
Иллюстрация к статье: «ВСД» — не диагноз: что скрывается за популярным ярлыком
ВСДтревога

«ВСД» — не диагноз: что скрывается за популярным ярлыком

Почему в МКБ‑10/11 нет «ВСД», какие реальные проблемы чаще стоят за этим ярлыком, и к каким врачам идти первым делом.

10 сентября 2025 г.Читать
Иллюстрация к статье: КПТ‑И при бессоннице: пошаговая программа вместо таблеток
бессонницаКПТ‑И

КПТ‑И при бессоннице: пошаговая программа вместо таблеток

Почему КПТ‑И — метод первой линии при хронической инсомнии, из чего состоит программа и как начать дома безопасно.

9 сентября 2025 г.Читать
Все статьи блогаПерейти к списку всех статей