Перейти к основному содержанию
Киселёва Л.Н.
КиселёваЛюбовьНиколаевна
ГлавнаяОбо мнеУслугиСтатьиОтзывыКонтакты
Запись

Контактная информация

  • Красноярский край, г. Зеленогорск, ул. Калинина, д. 25, 3 этаж, офис 317
  • +7 (908) 022-66-99
  • doctor@kiselevaln.ru

Часы работы

Понедельник – Пятница: с 11:00 до 18:00 по предварительной записи, Суббота, Воскресенье: выходные

География приема

Очный приём — Зеленогорск (Красноярский край). Онлайн-консультации по всей России, а также для жителей Красноярского края, включая Красноярск, Канск, Железногорск, Сосновоборск, Дивногорск, Уяр, Заозёрный, Иланский, Ирбейское, Дзержинское, Абан, Большую Мурту, Тасеево и другие населённые пункты в радиусе 200 км от Зеленогорска.

Быстрые ссылки

  • Главная
  • Обо мне
  • Услуги
  • Онлайн-приём
  • Статьи
  • Тесты
  • Контакты
  • Записаться на приём
  • Игра "Найди пару"
  • Задать вопрос анонимно
  • Карта сайта

Правовая информация

  • Политика конфиденциальности
  • Пользовательское соглашение
  • Правовая информация

Социальные сети

© 2024 Киселёва Любовь Николаевна. Все права защищены.

Медицинское уведомление: Информация на сайте носит ознакомительный характер и не заменяет консультацию врача-психиатра. Имеются противопоказания — необходима консультация специалиста.

Регистрационный номер лицензии: Л041-01019-24/00656394

Дата предоставления лицензии: 08.06.2023

ОГРНИП: 322246800149214

ГлавнаяБлогБлогАвгустовская тревога: Как вернуться к работе после летаАвгустовская тревога: ...
Назад к статьям

Августовская тревога: Как вернуться к работе после лета

5 августа 2025 г.
19 мин чтения
постотпускная депрессиястресс после отпускаадаптацияэмоциональное выгорание
Августовская тревога: Как вернуться к работе после лета
Что такое постотпускной синдром и почему конец лета вызывает стресс. Пошаговый план «мягкого входа» в рабочий и учебный ритм.

Для многих конец лета становится временем не только новых планов, но и тревог. Вместо ожидаемого прилива сил после отпуска нередко возникает апатия, беспокойство и даже хандра – состояние, известное как послеотпускной синдром или «постотпускная депрессия». Это распространённое явление: опросы показывают, что до 57% путешественников ощущают эмоциональный спад по возвращении из отпуска. В то же время родители школьников сталкиваются с волнением перед началом учебного года. Как же преодолеть эти августовские тревоги и вернуться к привычному ритму жизни без лишнего стресса? Рассмотрим причины постотпускного синдрома и шаги, которые помогут взрослым и детям мягко адаптироваться после летнего перерыва.

Что такое послеотпускная депрессия (постотпускной синдром)

Иногда после отпуска человек чувствует вовсе не бодрость, а тревогу, упадок сил и опустошённость. Послеотпускная депрессия – не медицинский диагноз, а психологическое состояние, которое часто возникает при возвращении к работе после отдыха. Психологи называют его также постотпускным блюзом. Основные признаки включают тревожность, снижение концентрации, бессонницу, плохой аппетит, грусть, раздражительность, отсутствие мотивации, усталость и ностальгию. Иными словами, это короткий период эмоциональной перестройки, который переживают очень многие люди.

Почему после отдыха нам бывает трудно вернуться к делам? Дело в том, что любая смена обстановки – это стресс для организма. Когда мы выходим из привычной «офисной» рутины и погружаемся в отпуск (особенно насыщенный впечатлениями), наш мозг сначала напрягается, адаптируясь к новому режиму, а затем перенапрягается при обратном переходе к работе. К тому же в последние дни отпуска организм предчувствует грядущие ограничения – и начинает вырабатывать повышенное количество гормонов стресса (кортизола и норадреналина). Биологически это выражается в ощущении беспокойства перед выходом на работу, «как будто свободу отбирают». Такая гормональная реакция частично объясняет, почему последний день отпуска часто бывает самым тревожным.

Кроме физиологии, есть и психологические причины постотпускного синдрома. Вот наиболее распространённые из них:

  • Страх рутины. В отпуске люди привыкают к более расслабленному образу жизни: больше спят, гуляют, освобождены от бытовых и рабочих обязанностей. На этом фоне сама мысль о рабочих письмах, созвонах и однообразных задачах начинает пугать – хочется оттянуть возвращение к будням.
  • Контраст впечатлений. Часто отпуск – это время яркой, «лучшей» жизни: путешествия, новые места, интересные занятия каждый день. Работа же в сравнении с недавними приключениями кажется скучной и обыденной. Возникает сожаление, что праздник кончился, и нежелание погружаться в «серую» рутину.
  • Незавершённые дела. Ещё одна причина – когда человек даже в отпуске полностью не отключается от работы. Например, продолжает отвечать коллегам и решать рабочие вопросы на удалёнке. Мозг не успевает полноценно отдохнуть, и после такого отпуска совсем не хочется возвращаться к работе. Накопленная усталость только усиливает сопротивление перед выходом в офис.

В результате отпуск, по идее предназначенный для отдыха, сам по себе может превратиться в стресс для организма. Возвращение из поездки становится своего рода «третьей фазой» стресса – фазой истощения, когда запас энергии истрачен и чувствуется эмоциональный спад. Парадоксально, но иногда отдых загоняет нас в больший стресс, чем сама работа, если не дать себе паузы между сменой обстановки.

Замечено, что постотпускной синдром тем сильнее, чем дольше длился отпуск. После очень долгого перерыва (месяц и более) многим особенно тяжело вернуться в форму. И наоборот, чем короче поездка, тем легче потом влиться обратно в работу. Дело в резком контрасте: за время длительного отдыха человек отвыкает от рабочего ритма и бытовых ограничений, и возвращение воспринимается как падение качества жизни. Также усугубляют ситуацию смена часовых поясов и нарушение режима сна – они добавляют физическую усталость к психологическому дискомфорту.

Хорошая новость: послеотпускная хандра обычно длится недолго. В большинстве случаев неприятные эмоции проходят через несколько дней, максимум пару недель активной работы. Организм привыкает обратно к нагрузкам, и настроение выравнивается само собой. Однако если апатия, тоска и нежелание работать длятся дольше двух недель, стоит задуматься о консультации специалиста. Затяжной упадок сил может сигнализировать о настоящей депрессии или профессиональном выгорании, которые требуют отдельного внимания.

Как вернуться к работе после отпуска без стресса

Ниже мы предлагаем пошаговый план «мягкого входа» в рабочий ритм. Эти рекомендации помогут преодолеть постотпускной синдром и сделать возвращение на работу более комфортным.

  1. Завершите отпуск правильно. Постарайтесь ещё до отпуска снять возможные поводы для беспокойства: закройте или передайте коллегам все срочные задачи, чтобы на отдыхе вас не отвлекала работа. Планируйте возвращение заранее: оптимально вернуться из поездки домой за 2–3 дня до выхода на работу. Это даст время акклиматизироваться и без спешки подготовиться к первым рабочим дням. В последнюю неделю отпуска постепенно приводите свой распорядок дня в норму – начинайте ложиться спать и вставать ближе к привычным часам. Резкая смена режима после периода ночных посиделок и утреннего сна до полудня только усилит послеотпускную хандру. Плавный же переход уменьшит стресс для организма и психики.

  2. Спланируйте первый день (и неделю). Не выходите на работу «с листа» – составьте заранее чёткий план действий на первые рабочие дни. С утра первого дня запланируйте самые лёгкие задачи – например, разберите почту, отключите автооответчик, наведите порядок на столе. Более сложные дела оставьте на вторую половину дня или на следующий день. Обязательно предусмотрите перерыв на обед и небольшие паузы в течение дня. Как показало исследование Гарвардского университета, чёткое планирование помогает лучше справляться со стрессом: когда вы знаете, что и в каком порядке делать, уходит чувство неопределённости и снижается тревога. Расставьте приоритеты: определите 2–3 ключевых задачи на первую неделю и сосредоточьтесь сначала на них. Менее срочные проекты подождут пару дней, пока вы не втянетесь в работу. Также оставьте в расписании «буферное» время для неожиданностей – не заполняйте календарь встречами на 100%, дайте себе люфт. Такой подход позволит не перегрузиться в первые же дни и уменьшит страх перед горой дел.

  3. По возможности выйдите в середине недели. Интересный приём: начинать работу не в понедельник, а в среду или четверг. Многие психологи советуют именно так заканчивать отпуск, и на то есть причины. Во-первых, отпадает пугающая мысль «сразу полная рабочая неделя» – зная, что впереди лишь парочка дней до выходных, втягиваться психологически легче. Во-вторых, за эти 2–3 дня вы как раз успеете разгрести накопившиеся за время отдыха задачи: проверить почту, актуализировать статусы по проектам, ответить на срочные запросы. А с нового понедельника приступите к полноценной работе с чувством, что порядок восстановлен. Если правила компании требуют выходить из отпуска с начала недели, можно попробовать договориться с руководством или взять пару дней за свой счёт для такого облегчённого старта. Иногда даже один дополнительный день отдыха, переносящий выход на вторник, заметно снижает уровень стресса.

  4. Организуйте рабочее пространство. В первый же день наведите порядок на своём рабочем месте – и физическом, и цифровом. Когда вокруг хаос, каждая задача отнимает больше сил и нервов: время уходит на поиски нужного файла или предмета, глаза «цепляются» за беспорядок, внимание рассеивается. Удобное, чистое рабочее место напротив, поднимает настроение и помогает сконцентрироваться. Разберите завалы бумаг, удалите лишние письма и файлы, разложите канцелярию. Можно заранее, перед выходом, привести стол в порядок – вернувшись, вам будет психологически приятнее садиться к аккуратному пространству. Неплохая идея – привезти из отпуска что-то приятное для офиса. Например, сувениры или угощения для коллег: это сразу создаст позитивный фон и повод для дружеского общения. Коллеги будут рады вашему возвращению и, увлечённые рассказами о вашем отпуске, проще простят вам небольшую рассеянность в первые дни. Да и вам самим мелкие сувениры или новая кружка на рабочем столе напомнят о приятных моментах отдыха и поднимут настроение.

  5. Входите в ритм постепенно. Дайте себе время «раскачаться» и не требуйте максимальной продуктивности с первого же дня. Восстанавливайте привычный рабочий режим поэтапно. Например, в первый день сосредоточьтесь на обзоре текущих дел: выясните, что произошло в ваше отсутствие, встретитесь с коллегами, обсудите статусы проектов. После утренних организационных задач сделайте короткий перерыв – выпейте кофе, обменяйтесь впечатлениями о отпуске с сотрудниками. Живое общение поможет вернуть ощущение включённости в рабочий процесс. Ближе к обеду и во второй половине дня перейдите к приоритетным рабочим задачам. Но не беритесь сразу за самые крупные и сложные проекты – отложите их на несколько дней, пока вновь не почувствуете уверенность. В течение первой недели старайтесь вовремя уходить с работы и обязательно высыпаться. Полезно запланировать на эту неделю что-то приятное для себя после работы – встречу с друзьями, поход в спортзал или кино. Такие активности продлят ощущение баланса между работой и личной жизнью и не дадут впасть в уныние. И главное – помните, что испытывать стресс в первый рабочий день абсолютно нормально. Не пугайтесь своего внутреннего состояния и не ругайте себя за возможную медлительность. Уже через несколько дней всё вернётся в привычную колею.

Возьмите на заметку: чтобы дольше сохранить позитивный эффект отдыха, старайтесь почаще двигаться. Если в отпуске вы много гуляли, продолжите эту полезную привычку и после – скажем, проходите часть пути до офиса пешком. Физическая активность отлично разгоняет мрачные мысли и улучшает самочувствие. А ещё начните планировать следующий отпуск – сама мысль о будущих поездках подарит мотивацию и дополнительные позитивные эмоции.

Адаптация после каникул: помощь школьникам и родителям

Конец лета – стрессовый период не только для работников, но и для семей с детьми. Тревога перед 1 сентября знакома многим родителям: нередко они переживают даже больше самих учеников на линейке. Воображение рисует десятки потенциальных проблем: «Вдруг мы что-то забыли купить?», «Если ребёнок ни с кем не подружится?», «А вдруг школа окажется ошибкой?» – знакомые мысли? Часто причины родительских волнений кроются в их собственном опыте: если в прошлом школьные годы ассоциировались у вас с напряжением и стрессом, эти воспоминания могут возвращаться каждый новый учебный год. Добавляется и страх общественного мнения: родители подсознательно боятся, что окружающие осудят их как плохих, если ребёнок будет учиться плохо или столкнётся с трудностями. В итоге ваши личные моменты взросления переплетаются с переживаниями за ребёнка, усиливая тревогу.

Что можно сделать? Прежде всего, постараться не переносить свои страхи на детей. Если родители на взводе, паникуют и ругаются уже на этапе сбора портфеля, ребёнок тоже начнёт видеть в школе угрозу. Взрослым важно взять эмоции под контроль и создать дома атмосферу уверенности. Направьте энергию беспокойства в продуктивное русло: заранее решите организационные вопросы, соберите все необходимые вещи, прорепетируйте вместе с ребёнком первый день (например, просчитайте, сколько времени уйдёт на дорогу утром, чтобы не опоздать). Такой подход даст ощущение готовности и вам, и детям.

Ниже собраны основные советы психологов, которые помогут плавно войти в учебный режим после длительных каникул – и школьникам, и их родителям:

  • Сохраняйте спокойствие и позитив. Настрой всей семьи во многом задают родители. Старайтесь не говорить при ребёнке фраз вроде «начнётся учеба – начнётся кошмар». Вместо этого подчёркивайте положительные стороны школы: новые друзья, интересные знания, ощущения взросления и новых прав (например, первокласснику можно объяснить, что теперь он станет самостоятельнее – сам научится считать деньги, будет ходить без родителей во двор и т.п.). Дети склонны копировать отношение взрослых: если мама и папа ведут себя нервно и с раздражением, ребёнок тоже начнёт бояться школы. Поэтому демонстрируйте спокойствие. Обсуждайте предстоящий учебный год с энтузиазмом, как новую главу и возможности, а не как неизбежное испытание. Ваш уверенный и позитивный настрой снизит тревожность у ребёнка.
  • Обсуждайте чувства и страхи ребёнка. Вместо нотаций попробуйте откровенно поговорить с ребёнком о его переживаниях. Спросите: «Ты волнуешься перед школой? Что именно тебя беспокоит?» – и внимательно выслушайте ответы. Покажите, что понимаете его чувства: «Я знаю, новое всегда немного страшно, но это нормально». Убедите, что вы всегда рядом и готовы поддержать, что бы ни случилось. Если школьник затрудняется выразить эмоции словами, предложите творческие методы: например, нарисовать свои страхи или написать их на бумаге и вместе обсудить, как их преодолеть. Некоторые дети легче раскрываются в процессе игры или рисования – используйте эти подходы, чтобы снять часть напряжения. Главная цель – дать понять ребёнку, что он не один на один со своими тревогами. Уже одно это существенно облегчает стресс перед неизвестным.
  • Восстановите режим дня заранее. После трёх месяцев каникул у многих детей сбивается распорядок: они поздно ложатся, долго спят, привыкают к свободному графику. Чтобы переход к школьному режиму был плавным, начните его постепенно еще до 1 сентября. За 3–4 дня до конца каникул ежедневно сдвигайте время отбоя и подъёма ближе к школьному расписанию – например, укладывайте ребёнка спать каждый день на 15–20 минут раньше. Даже если поначалу сложно уснуть раньше, стойко придерживайтесь нового часа – и утром тоже поднимайте вовремя. Так ко Дню знаний организм успеет частично адаптироваться. Очень важно наладить здоровый сон: школьникам 7–12 лет требуется около 9–10 часов сна в сутки для нормальной работоспособности (подросткам 13–17 лет – не меньше ~8–9 часов). Позаботьтесь, чтобы с началом занятий ребенок получал достаточный отдых. Строго соблюдайте цифровой детокс перед сном: все гаджеты (телефон, планшет, компьютер, телевизор) должны быть выключены минимум за час до отбоя. Это поможет нервной системе успокоиться и улучшит качество сна – доказано, что экранное время на ночь мешает засыпанию как детям, так и взрослым.
  • Мягко включайтесь в учёбу. Помогите ребенку постепенно привыкнуть к учебной нагрузке. В первые недели не требуйте блестящих успехов и не перегружайте дополнительными занятиями. Многие педагоги советуют в конце лета понемногу освежать знания, чтобы школьник не растерял навык учиться. Но важно делать это без давления. Можно заранее, за неделю-другую, устроить лёгкую «разминку для ума»: разгадывать вместе кроссворды или загадки из детских журналов, считать примерчики в уме в игровой форме, читать интересные книги вслух. Достаточно 15–30 минут в день, чтобы мозг вспомнил учебную деятельность. После начала занятий дайте ребенку время втянуться. Не записывайте его сразу в пять секций и кружков – сначала пусть привыкнет к школьному расписанию. В идеале отложить дополнительные нагрузки до конца сентября, когда адаптация пройдет. После уроков позволяйте детям отдохнуть: многие школьники (особенно младших классов) в первые дни приходят домой вымотанными и просто ложатся на диван – это нормально. Дайте возможность восстановиться – часок полежать, перекусить, погулять на свежем воздухе. Не требуйте немедленно садиться за уроки, если видите, что ребенок устал: небольшая пауза повысит эффективность последующего выполнения домашнего задания. Постепенно, за 2–3 недели, организм привыкнет к новому ритму и работоспособность возрастёт.
  • Обновите учебное пространство. Чтобы настроиться на рабочий лад, окружение тоже играет роль. Заранее, за несколько дней до начала занятий, обновите место, где ребенок делает уроки. Наведите там порядок: уберите лишние игрушки, старые тетради, вытирайте пыль. Вместе с ребёнком подготовьте школьные принадлежности – этот процесс можно превратить в увлекательный ритуал. Например, позвольте школьнику самому выбрать себе новую тетрадь с любимым персонажем или яркий пенал. Шопинг перед учебным годом зачастую вызывает у детей приятные эмоции. Даже простой цветной ластик с Человеком-пауком может мигом поменять настроение первоклассника: ещё минуту назад школа казалась ему скучной обязанностью, а теперь уже не терпится опробовать новый дневник или рюкзак. Новые канцелярские мелочи, порядок на столе, красивая форма – всё это создаёт ощущение обновления и помогает психологически переключиться в режим учёбы.
  • Будьте поддержкой, а не источником давления. В период адаптации детям как никогда нужна поддержка родителей. Дайте ребенку понять, что вы на его стороне независимо от оценок и успехов. Объясните, что первые контрольные и отметки – не повод для переживаний, сейчас главное втянуться в процесс. Не ругайте за возможные ошибки или низкие баллы в начале года – лучше спокойно разобрать вместе, что было непонятно, и похвалить за старания. Ваше терпимое отношение позволит ребенку не бояться ошибок и учиться на них. Также договоритесь о прямом общении: пусть ребенок знает, что может рассказать вам о любой проблеме в школе, не боясь наказания или осуждения. Если он будет уверен в вашем понимании, то при трудностях придет за советом, а вы сможете вовремя помочь. Создайте дома пространство доверия, где обсуждаются и смешные школьные истории, и неприятные моменты – тогда никакие сентябрьские невзгоды не перерастут в серьёзный стресс.

В заключение отметим: и послеотпускная депрессия у взрослых, и волнение перед школой у детей – явления временные. По мере возвращения в привычный график наш организм и психика адаптируются, уровень стресса снижается, и через некоторое время мы снова начинаем получать удовольствие от работы и учёбы. Главное – не требовать от себя (и от близких) мгновенной включённости, а дать себе время на плавную адаптацию. Следуя описанным советам и поддерживая друг друга позитивным настроем, вы сможете пережить августовскую тревогу с минимальными потерями и встретить новый сезон во всеоружии и с новыми силами.

Подпишитесь на нашу группу ВКонтакте

Каждую неделю публикуем полезные материалы о психиатрии, психическом здоровье, терапии и не только.

Перейти
vk.ru/kiselevaln

Содержание

Содержание

Медицинский дисклеймер

Информация в данном материале носит исключительно ознакомительный характер, не служит основанием для самодиагностики и самолечения и не заменяет очную консультацию врача-психиатра. Имеются противопоказания — необходима консультация специалиста.

Вам может быть интересно

Иллюстрация к статье: Уход за родителями: Как сохранить свое здоровье
уход за пожилымидеменция

Уход за родителями: Как сохранить свое здоровье

Уход за родителями с деменцией: нагрузка и выгорание. Советы психиатра по управлению эмоциями и поиску поддержки для себя.

3 июня 2025 г.Читать
Все статьи блогаПерейти к списку всех статей